Храм Преображения Господня станицы Преображенской

История храма

Храм Преображения Господня

Вот уже 1025 лет наша страна хранит Веру Православную. Срок немалый по историческим меркам. За это время стёрлись из памяти имена многих государственных деятелей, покрылись пылью забвения когда-то важные события, исчезли большие города и даже страны. Меняются эпохи, неизменной остаётся Вера в Христа, Святую Троицу.  Принятие христианства в качестве официальной  религии в 988 году – эпохальное событие в истории русского государства. Крещение Руси не только задало вектор развития русской истории, но и определило новые культурные ценности для нашего народа. Можно говорить,  что князь Владимир совершил апостольский подвиг, крестив русский народ. Он серьёзно и продуманно  подошел к вопросу веры. Самое главное, он  понял, что личную и государственную жизнь можно создавать только на фундаменте веры в Бога. Поэтому он всесторонне ознакомился с существовавшими в то время религиями и остановился на лучшей из них. Для безболезненного и успешного крещения своего народа он привлек многих советников и дал возможность русским людям самим убедиться, какая вера лучше.  Став  христианином и крестив русских, князь Владимир до конца своих дней заботился о духовном воспитании своего народа и сам был примером благочестивой жизни. Вот почему его равноапостольские труды увенчались таким успехом, и его эпоха является самой светлой страницей в жизни русского народа. И самого князя Владимира называют святым. Крещение Руси и его значение для русской истории сложно переоценить. Принятие православия стало катализатором для будущих русских побед, открытий и свершений.

Со времени Крещения Руси храмостроительство на нашей земле приобретает первостепенное значение. На месте будущего поселения, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь. Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.

Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Храм обычно строился на возвышенном, «красном» месте (т.е. самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана. Если жителям какого-нибудь города или селения приходилось менять место своего жительства, то первой заботой их было сооружение храма, и желательно такого, какой они имели на прежнем месте жительства.

Храм на Руси всегда служил самым ярким свидетельством соборности православной культуры. Он в буквальном смысле собирал граждан и, благодаря единому церковному календарю, упорядочивал всю церковно-общественную жизнь. В храмах оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры.

Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей. При храмах и монастырях устраивались скриптории (мастерские по переписке книг), архивы и библиотеки, основывались училища, а с XIX века — церковно-приходские школы.

Церковные песнопения помогали усваивать и запоминать очень многое из книг: книги громогласно читались, молитвы пелись, многие элементы службы часто повторялись и, благодаря этому, усваивались важнейшие положения веры и жизни.

Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.

Храмы на Руси во все времена отражали духовно-нравственное состояние общества. Во время войн и общественных нестроений храмы зачастую разрушались. В периоды духовного подъема и национального возрождения возрождались и храмы.

Для православного человека храм — всегда особое, святое место. «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним», — говорится в одной церковной молитве. И действительно, купола православных храмов всегда устремлены к небу.

Все это свидетельствует о непреходящем значении храма в православной культуре России.

Первые сведения об освоении земель по реке Бузулук относятся к отдалённому историческому периоду. Массовое заселение коренным населением началось с середины XVI и до начала XVIII столетий. Из российских деревень выехали крестьяне, спасаясь от произвола и преследований царских чиновников. Они становились вольными людьми – казаками. Шли сюда и запорожцы. Преимущественно беглый народ селился по берегам рек Хопёр, Бузулук, Терса, Карман. В междуречье жило и не казачье население – крестьяне, переселённые сюда крепостниками.

Земли станицы Преображенской заселялись «охотниками» (по желанию) и по жребию согласно «Проекту о наделении казачьих станиц Войска Донского юртовыми владениями» от 1835 года.

Станица Преображенская образовалась в результате переселения жителей станиц Букановской, Остроуховской, Яминской, Лукьяновской, Карповской, Мартыновской. В августе 1849 года жители этих станиц бросили жребий, кому надлежит переселиться в новую станицу. Датой основания станицы Преображенской считается день открытия станичного правления – 3 января (по старому стилю) 1851 года. В этот день был проведён первый станичный сход и на нём был избран первый станичный атаман. Им стал урядник Захаров. Через четыре года в станице на средства жителей была построена церковь, освящённая в честь святого Митрофана Воронежского. Она была деревянной и небольшой по размеру. Год за годом вновь образованная станица разрасталась, увеличивалось её население. Деревянная церковь в праздничные дни уже не вмещала всех верующих. Тогда казаки на станичном сходе решили, что надо возводить новый каменный большой храм. 3 мая 1864 г. станичное общество в лице  станичного атамана есаула Протопопова обратилось в Донскую духовую консисторию с ходатайством о разрешении построить новую каменную церковь на обозначенном месте вместимостью 800 чел. Разрешение на строительство было дано  8 мая 1864 г. Священник Митрофановской церкви  Иоанн Петров уведомлял консисторию, что «по приглашению общества Преображенской станицы место под постройку новой каменной церкви освящено 29 июня и постройка храма начата весьма удовлетворительно, при достойном похвалы усердии строителя храма есаула Михаила Мордвинцева». Продолжал строительство церкви инженер есаул Авилов.

Всем миром собирали средства на возведение нового храма. Его было решено строить в центре станицы. Каждая казачья семья внесла свою лепту в богоугодное и важное дело – строительство нового храма. Было собрано 125 тысяч рублей серебром. Церковь строилась из красного кирпича, который производился местными мастеровыми. Как свидетельствует предание, раствор, скрепляющий кирпичи, замешивался на песке, глине и куриных яйцах, которые по очереди приносили целыми корзинами станичники.

Церковь строилась по образцу проекта церкви в станице Нижне-Чирской. Проект был составлен инженером Родионовым.

В 1868 г. церковь дала осадку, в результате чего в трапезной части с северной и южной стороны образовались трещины. Строительство было приостановлено . В сентябре 1871 г. окружной архитектор Фомин произвел осмотр и пришел к выводу, что осадка здания прекратилась, трещины не увеличились, и признал храм безопасным. Настоятель Митрофановской церкви 8 сентября 1871 г. сообщил архиепископу Донскому и Новочеркасскому Платону, что строительство каменной церкви закончено, просил разрешение освятить церковь и именовать  Преображенской. Через 2 месяца, 9 ноября 1871 г. Семеновский благочинный Иоанн Дворянский освятил церковь.

Церковь Преображения Господня построена на прямых заимствованиях древнерусских образцов. Композиция верха решена по примеру соборов 18 века. Высокий куб крестообразного в плане храма дополнен прямоугольным алтарём с трёхгранной апсидой и сильно вытянутой по оси «восток-запад» трапезной, к которой примыкает колокольня в три яруса. Высота колокольни тридцать два метра. С неё вся станица видна как на ладони.

Храм имеет крутую, вальмовую крышу с пятиглавием, где высокие боковые барабаны глав глухие.

Стены храма расчленены полуколоннами и завершаются килевидными фронтонами. Его углы и углы колокольни отмечены пучками полуколонн. Богатый, сочный венчающий карниз, который огибает и фронтоны, увеличивает пластическую выразительность фасадов. Дверные проёмы выделены порталами с полуколоннами и килевидными архивольтами. Во втором ярусе по оси порталов расположено высокое спаренное окно, заключённое в нишу.

Красиво венчание колокольни. Это восьмерик с высоким шатром и главкой на круглом барабанчике. В широких гранях восьмерика прорезаны арочные проёмы звона. Килевидные кокошники на колокольне повторяют мотив завершения стен храма.

Здание очень нарядно. В этом его главная особенность. Мотивы убранства взяты из арсенала зодчества 18 века. Особое место в убранстве отведено наличникам окон трапезной, их оформление напоминает женские головные уборы Древней Руси. Наличники представляют собой трёхлопастные арки, которые опираются на полуколонки. Нарядное оформление проёмов зрительно увеличивает их размеры. Украшением служат филёнки, арочные пояски на барабанах, кокошники в их основании, пучки полуколонок.

Автор книги «Культовое зодчество Волгоградской области» В.В. Серебряная предполагает, что автор храма Преображения Господня в станице Преображенской – местный мастер. На это указывает широкое применение в декоре фасонного кирпича.

Кирпичная узорчатая кладка – интереснейшее явление в архитектуре Волгоградской области. И храм в станице Преображенской в этом плане представляет несомненный интерес. Кирпичный декор как бы прорастает из стен здания. Узоры складываются из разномодульных единиц фасонных и простых кирпичей. Стены служат как бы канвой, по которой мастер выкладывает узоры.

Внутри Преображенский храм бесстолпный, перекрыт восьмилотковым сводом с узкими диагональными лопатками. Углы подкупольного помещения сильно скошены, интерьер обильно и равномерно освещается сдвоенными щелевидными окнами с сильным откосом, расположенными в арочных нишах. Интерьер оживляет игра света и тени на лотках свода, а в трапезной – на распалубках над окнами.

Храм был оштукатурен снаружи и внутри, покрыт железом, крыша была окрашена в зелёный цвет, железные кресты вызолочены. Иконостас был столярной работы, четырёхъярусный из липового дерева. Он был вызолочен, с резными колонками, в нём размещалось двадцать икон. Церковь была обнесена железной оградой на каменном фундаменте.

На колокольне било 8 колоколов. Самый большой весил 1744 килограмма, а маленький – 12 килограммов. Общий вес колоколов составлял 3382 килограмма. По свидетельству представителей старшего поколения, кто слышал в детстве колокольный звон Преображенского храма, он был настолько мощным и звучным, что его слышали в близлежащих хуторах, расположенных в 7-20 километрах от станицы Преображенской.

Голос колокола всегда был и будет понятен “без слов” – ведь он взывает к  человеческой Душе. Колоколом созывали народ на вече, специальным  “метельным” звоном будили замерзающего в лютую зимнюю пору, набатным или всполошным –  возвещали о всеобщей беде и звали на помощь, торжественным “гласом” приветствовали архиепископов и победителей. Под звон колоколов на Руси протекали все важнейшие события – как в жизни страны, города, села, деревни, так и в жизни отдельного человека: его рождение, венчание, уход в мир иной незримо пронизывали чистые, стройные колокольные звуки. Скольких заблудших путников и в буквальном, и в переносном смысле спасительный колокольный звон вывел на свет Божий! Русский человек “испокон веков” относился к колокольному звону благоговейно, помня о божественном происхождении его звука. Недаром глас колокола, возвещающий о чтении  Евангелия, называется благовестом. Он, словно голосом с неба, обрамляет собою всю церковную службу. Мерными ударами в самый большой колокол начинается и завершается Божественная литургия. Колокольный звон делает человека сопричастным храмовому действу даже тогда, когда тот находится вне стен церкви (собора, храма). Колокол призывает к молитве и действию, заставляя хоть на мгновение забыть о повседневных заботах,  проблемах, бедах и вспомнить о Боге.

После 1885 года центр благочиния из села Семёновки переносится в станицу Преображенскую, храм Преображения Господня становится главным. Станичники семьями от мала до велика, ходили на службу в воскресные и праздничные дни. Храм возвышался в центре станицы, блестели на солнце его позолоченные кресты.

Но настали суровые времена, когда к власти пришли люди, отрицающие Бога, верящие только в свои силы, творящие только свою волю. Безбожные времена не обошли стороной и наш край. До 1917 года в Киквидзенском  районе было пять деревянных церквей. В 20-30-х гг. все они были закрыты, купола, и кресты с них сняты, большинство икон сожжено. Все церкви были перестроены и переоборудованы в сельские клубы. И только в храме Преображения Господня всё ещё проводились службы, но число прихожан стало уменьшаться. 28 июня 1932 года храм был закрыт. Через несколько дней с его колокольни сняли все колокола. С этого времени станица как бы потеряла свой голос, стала немой. В сторожке, расположенной рядом с храмом, разместили движок, вырабатывающий электричество.

Хотя служб больше в храме не проводилось, но истинно верующие люди, в своём большинстве это были пожилые женщины, приходили к церкви, крестились на храм и творили молитву. Тогда осенью 1932 года безбожные представители власти решили снять с церкви кресты и купола. К храму пригнали трактор, привязали к нему один конец длинной верёвки. Взяв  другой, один из ярых атеистов полез на колокольню. Набросил петлю на самый большой крест. Стали тащить трактором, но все попытки были тщетны. Собравшиеся недалеко от храма люди, крестились и молча молились, прося Господа Бога не допустить такого страшного деяния. Можно утверждать, что их молитва была искренней и сильной, потому и услышана. Как ни старались безбожники, крест они не смогли даже согнуть, не то, что совсем сдёрнуть. Лишь самую малость наклонился крест в правую сторону.

Во время войны в храме размещался зерносклад. Моя бабушка по отцовой линии, Феодосия Павловна Морозова, 1921 года рождения, рассказывала следующее. «К лету 1942 года большинство мужчин ушли на фронт. В станице остались старики, калеки, женщины да дети. Девчата и парни-подростки сели на трактора. Все понимали, что и бойцам на фронте, и рабочим на заводах, и самим нужен хлеб. Работали до седьмого пота, до изнеможения. До войны выращенный хлеб возили в станицу Филоновскую на элеватор, там и железная дорога. А тут немцы подступают к Сталинграду. Было дано распоряжение хлеб оставить у себя. А где хранить такое количество? Вот и решили использовать пустующую церковь. Я вместе с другими девчатами возила на подводах мешки с зерном в церковь. Поначалу как-то страшновато было заходить в старом платье и в пыли в храм Божий, куда раньше с матерью и бабкой ходили во всём нарядном и чистом. А потом стали считать, что это для нас большая милость Божья. Мы видели на стенах иконы, про себя молились. Зерно мы сыпали в самом центре храма. Насыпали столько, что как раз до ножек великомученика и целителя Пантелеимона»

4 октября 1946 года храм Преображения Господня был открыт. Архиепископ Филипп Ставицкий вновь его освятил. Вновь начались здесь службы. В 60-х годах настоятелем храма был иерей Иоанн Никульшин, затем – протоиерей Михаил Пруцков, протоиерей Геннадий Мальцев, иерей Геннадий Бураков.

Подлинное преображение храма началось с конца 90-х годов. В 1998 году при храме открыта библиотека. Увеличилось число прихожан. В 2001 году произошло большое и знаменательное событие. Храм спустя несколько десятилетий вновь обрёл свой голос. На колокольне благодаря усилиям возродившегося казачьего движения, прихожан и районной власти был установлен колокол весом 210 килограмм. Торжественно и празднично, как в старые времена, поплыл над станицей колокольный звон, призывающий живущих на земле не забывать истинное отечество.

В 2003 году впервые после 1917 года проведены реставрационные работы.

С левой стороны от входа восстановлен список с иконы Божьей Матери известного русского художника В. Васнецова, которая называется “Благодатное небо”. Справа – икона Спасителя, именуемая Господь Вседержитель, на которой он изображен с развернутым Евангелием со словами: “Новую заповедь даю вам: да любите друг друга…”

Работы по реставрации храма активно развернулись с назначением настоятелем храма иерея Константина Кутепова. В 2010 году в храме работали художники-реставраторы из города Владимира. Супруги Маргарита и Дмитрий Мищенко занимались реставрацией настенной церковной живописи и иконописи. Они утверждают, что занимались росписью храма два человека. Возможно, один мастер и его ученик. Использовалась масляная краска. У художников есть правило оставлять свою подпись в углу картины. Современные реставраторы прошлись по некоторым и обнаружили такую надпись. Действительно, на картине с изображением Святого Сергия Радонежского тонкой вязью написано: «Живописец Феодор Лукич Диаконов. г. Новохопёрск с. Новогольское 1909г.»

Более 130 лет простоял храм без капитального ремонта, вот так надёжно строили наши предки. Но время берёт своё. Специалисты осмотрели купола и крышу и сделали заключение: надо менять. Был создан попечительский совет, в который вошли руководители сельхозпредприятий Киквидзенского района. Вначале был установлен самый большой центральный купол, затем четыре средних купола, барабан и малый купол для алтаря, барабан и купол для колокольни, а также шесть крестов. Кстати, про крест, который хотели снять в 1932 году. Его сняли в 2010 году как старый и поржавевший, но решили установить перед храмом как свидетельство и напоминание о предках, оставившим нам в наследство веру православную.

В 2013 году кровля храма была полностью заменена, проведены работы снаружи по штукатурке стен. В настоящее время  ремонтно-восстановительные работы проводятся внутри храма.

Вот уже 143 года в центре станицы Преображенской возвышается храм Преображения Господня. Блестят на солнце его купола. Возвышается он над всеми строениями, словно белый корабль плывёт в бушующем море житейском. Радует глаз своей величественностью и благолепием. Но самое главное, храм – Божий дом, где находит утешение душа человеческая, где сердцу радость и силы даются.

Наши потомки оставили нам великое сокровище – веру православную. И как яркое подтверждение этому на бренной земле – храм. Отрадно, что прошли безбожные времена. Люди образумились, стали обращать свои взоры к Творцу этого мира. Преображаются старые разрушенные храмы, возводятся новые. Но, главное, важно, чтобы вместе с внешним изменением происходило внутреннее преображение в душе каждого человека.

Людмила Астахова

                                  

(605)

Перейти к верхней панели